считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

МОНОЛОГ СО СВЕКРОВЬЮ

Среди заблуждений, свойственных молодым женам, есть одно самое неприятное. Новобрачной кажется, что она вступила в брак только с супругом. Скоро, однако, обнаруживается, что молодая жена стала одновременно и молодой невесткой.

- На свадьбе свекровь была само обаяние, - вспоминает Татьяна. - Мы снимали квартиру, но родители мужа так настойчиво приглашали нас к себе, что мы в конце концов согласились. В 4-комнатной квартире родителей мужа места было много. Свекровь продолжала улыбаться, никаких конфликтов у нас не возникало. Проблема была во мне. Через пару месяцев я поняла, что просто не могу здесь жить.
У всех в этой квартире была своя жизнь, только у меня не было. Я почему-то должна была готовить на четверых, убирать за дюжиной, включая многочисленных гостей, родню и подруг свекрови. Помогать управляться на юбилеях и торжествах, работать секретарем свекрови, отвечая на бесконечные телефонные звонки, гулять с собачкой, которую завела свекровь, а также кормить и лечить ее. При этом никто как будто не замечал, что скоро я должна стать матерью, что я уже стала матерью, вначале месячного, потом трех-, наконец, полугодовалого Максима, которому требовались забота и внимание гораздо большие, чем собачке и всем остальным членам семьи, вместе взятым!
Я выросла в тихой семье у мамы и бабушки. Когда я пыталась разговаривать с родной матерью на эти темы, мама меня не понимала. Она была счастлива, что ее дочь “наконец вошла в семью”. Самую настоящую: с мужчинами, машинами, дачей и т.д. С мужем об этом я по вполне понятным причинам не могла говорить. Пылесосы чинились, стиральные машины работали, на балконе всегда стоял мешок картошки, а в холодильнике всегда были горы замороженного мяса. На что мне жаловаться?
Я жаловалась себе: “Когда-то я была неплохой пианисткой, но с филармонией пришлось распрощаться, по крайней мере, на время декретного отпуска.… Что мне делать? Свекрови мешает моя игра на фортепьяно разговаривать по телефону. Но если я не буду заниматься по два часа в день, в филармонию меня больше не возьмут! У К-овской такие же данные, и она уже с успехом гастролирует вместо меня, а мои пальцы...… Ах, мои пальцы все больше привыкают к ножу и картофельной кожуре. Ведь если я буду заниматься музыкой, как положено, у меня будет оставаться время только на Максимку, поддержание своего внешнего вида да готовку простейших обедов”.
Я не находила выхода и очень хотела переехать к маме в тихую квартиру, где могла бы играть, воспитывать сынишку и кушать мамины расстегаи с рыбой, капустой и грибами.
У мамы не сложились теплые и дружественные отношения со свекровью, а потому расстегаи очень редко переступали порог этой опротивевшей мне квартиры. Я очень уставала. Спать мне хотелось постоянно. Наконец муж стал, видимо, делать какие-то выводы из наблюдений и однажды сказал мне, что поговорил с отцом и тот не возражает насчет размена.… Я так сильно обрадовалась, что муж в тот же день связался с жилищной конторой и нам стали предлагать варианты.
Забыла сказать, чем занималась свекровь. Вас, вероятно, это интересует? Свекровь вскоре после нашего переезда оформила пенсию и стала… метаться. Утром она куда-то убегала, в обед куда-то убегала, вечером прибегала взволнованная, громко вскрикивала:
“А! Скоро придет папа!” - и кидалась на кухню. Оттуда я опять слышала ее взволнованный крик: “А что у нас есть?!” (“Папой” она называла своего мужа, а не моего, который, кстати, тоже должен был скоро прийти, не менее голодный, с работы.) Если “у нас” не было “ничего”, кроме 5-литровой кастрюльки борща, который мне удавалось приготовить урывками между Максимкиным кормлением, сном и прогулкой, свекровь появлялась в дверном проеме той комнаты, где мы сидели с Максимом, ожидая своего папу. Она не скрывала своего разочарования: “Танечка, вы сегодня не готовили?
У вас гости были, подружки?”
Я до сих пор считаю героическим поступком то, что в этот момент не заливалась истерическим смехом. Но я сдерживалась, глядя на мордашку сына, и говорила, насколько можно спокойно: “Там на плите борщик стоит…”. “Опять папе придется кушать яичницу!” - с торжественным видом свекровь уходила. Диалога у нас с ней никогда не получалось.
Однажды, вздрогнув от очередного телефонного звонка, который протрещал, когда я снимала с плиты молочную кашу, я вышла в коридор к телефону. (Не снимать трубку было нельзя, чтобы потом не выслушивать монологи свекрови, не хочу говорить, на какую тему.) Звонила приятельница свекрови, и я ответила:
- Нет, ее нет.… Не знаю, где и когда придет. Клавдия Петровна никогда не ставит меня в известность. Может, на даче. Помощь? Но у меня на руках грудной малыш…. Ах, это мне требуется, по-вашему, помощь? Спасибо.… Я уже привыкла. Я научилась спать, как Штирлиц, по 20 минут. 20 минут, пока замачивается белье, 20 минут, пока закипает бульон для борща. Нет, пока Максимка спит, я должна помыть и нашпиговать куриные ножки на ужин и еще приготовить для них соус. Клавдия Петровна считает, что в их приличной семье обед, как и ужин, должен состоять как минимум из четырех блюд. Вполне достаточно для приличной семьи, где работу няньки, кормилицы, горничной, кухарки и прачки выполняет невестка.… Да, немножко похудела, но я сшила себе сарафан на бретельках, потому что джинсы с меня спадают. Когда глажу? Себе я давно не глажу, а общее, когда перемою за всеми, после ужина. Что делает она? Телевизор смотрит. Общается со своим “папой”. Как у меня не пропало молоко? Не знаю, наверное, потому что пью зеленый чай и еще 20 минут сплю, пока сижу на лавочке с коляской...…
Телефон в их квартире, как уже говорила, стоял в коридоре, на трюмо у входной двери. Разговаривая, я смотрела на себя в зеркало, на круги под глазами и вдруг… увидела у себя над плечом вытянутую физиономию свекрови! Как она вошла, я, увлеченная разговором, не услышала. Понятия не имею, какую порцию монолога ей пришлось проглотить, я сунула ей трубку и ушла качать проснувшегося Максимку. Смутно я чувствовала, что надо бы перед ней извиниться, но никак не могла придумать, за что. Зато после этого свекровь перестала появляться в дверном проеме нашей комнаты по вечерам с трагической репликой про яичницу.
Вот уже год, как мы разменялись. Отношения со свекровью так и не стали близкими. Она не может мне простить монолога в коридоре и понять, что в тот момент, когда я находилась на грани нервного стресса, я выражалась очень мягко… - мягче быть не может. Ее приятельница от меня в восторге. Она говорит, что невестка у Клаши - золото. А Клавдия Петровна молчит.…

Комментарий психолога
Хорошо, когда есть, кому помогать молодым. Особенно если помощь эта бескорыстная. К сожалению, желание “обладать молодыми” порой преобладает над желанием
им просто помочь. В таком случае молодым приходится брать на себя роль “положительных детей” и терпеть вмешательства в дела своей семьи, принимая “добрые советы”, так похожие на распоряжения. Одновременно на молодую жену ложится бремя хозяйственных забот, к которым она оказывается не готова, потому что опыт ведения домашнего хозяйства появится у нее через двадцать лет.
Житье у родителей с опорой на их продуктовую и финансовую помощь размывает границы молодой семьи. Возникает некое сообщество, а точнее, игра в нескончаемом сериале под названием “Мы все - большая и дружная семья!”. А вот любовь в нем роли не играет. От этого любовь начинает серьезно заболевать. Помочь ей в таком случае может только независимость.
Сейчас родители не живут с детьми. Даже в одной квартире старшие живут чем угодно: собачкой, телевизором, дачным домиком, своими болезнями, но только не проблемами молодых. Современные бабушки домашнюю работу порой считают не способом существования на старости лет, а большим одолжением со своей стороны. Не получая поучительного примера труда, молодые не научаются терпению, а стремятся отделиться, что, наверное, в таких ситуациях самое правильное.

Надежда ЛАЗАРЕВА, психолог.