считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

ПОЛЕЗНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Как соблюдать диету и при этом не лишить себя любимых "вредных" сладостей и копченостей?

Чтобы научиться совмещать пользу и удовольствие от приема пищи, составьте таблицу "вкуса". С одной стороны нарисуйте любимые продукты, без которых не можете обойтись, с другой - количество, которое полагается скушать, чтобы не нанести вред. Например, напротив коробки конфет - у вас изображена одна конфетка. Напротив горы рафинада - один маленький кусочек, булки белого хлеба - два-три тонких ломтя и т.д.
Имея перед глазами такую таблицу, труднее наслаждаться разными вкусными, но вредными продуктами в прежних количествах. Вы понимаете, что от жирных тортов только вред, поэтому довольствуетесь половинкой пирожного к чашечке чая или кофе. Вполне достаточно для удовольствия, вполне спокойно… для талии!
Мы знаем, чтобы соблюдать диету, нужно, чтобы нам не хотелось есть "вредные" продукты, а хотелось - "полезные". Во всяком случае, не есть "вредного" много, долго и тщательно жевать, предпочтение отдавать сырым овощам вместо разваренных… чего проще? Но почему-то подобные решения чаще всего остаются невыполнимыми. Мы сами нарушаем собственные запреты. Или они нам надоедают, или "полезная" пища оказывается настолько невкусной, что следовать принятому решению совсем не хочется.
Все, кто дает себе слово: "Не буду это есть ни за что, никогда!", непременно его нарушают. Чем сильнее борешься с самозапретом, скажем, на куриный копченый окорочок, тем сильнее он побеждает, корочка же у него такая аппетитная, слюнки сами текут… У румяного окорочка большое преимущество перед безумно полезной гречкой на воде. На его стороне: богатое воображение, сила привычки, пищевое лицемерие.
Первое создает такие умопомрачительные пищевые образы розового куриного мяса - подумать только, с соком! - прямо под корочкой, что, как бы мы ни сопротивлялись, наша привычка есть "плохую" пищу только потому, что она вкусная, победит. Пищевое лицемерие непременно шепнет у прилавка: "Гречка на воде - прекрасное дополнение к окороку". Ну как устоять?!
В самом деле, требуется очень большое самоустрашение, чтобы одним запретом победить привычку и отпихнуть лицемерие. В глубокую старину пищевое поведение регулировалось пищевыми табу, нарушение которых тяжко каралось. Полинезиец ХVII века, отведав запрещенную пищу, если и не умирал, то заболевал тяжко. Мы же, объевшись окорочками, только самодовольно посматриваем на пареную гречку, дескать, твое время придет… когда-нибудь… быть может. Чем мы рискуем? С работы не выгонят. Муж не прибьет. Двери дегтем не намажут… В крайнем случае отрыжкой, которая скоро пройдет, да неприятным ощущением нарушения собственного слова, которое вообще никто не увидит.
Правда, на помощь может прийти врач. Он скажет, что к нам вернутся страшные колики, воспоминания о которых наполнят нас уверенностью в том, что, видимо, лучше воздержаться от "вредной" пищи. Разве что позволить себе самую малость…
Аппетитность куриного окорочка значительно меркнет, когда мы вспоминаем, что бабушкина сестра умерла от неприятной болезни, наевшись кур, как бы нам не разрушить свое здоровье… Или же нас по-настоящему пугает лишний вес. Избыточные килограммы роняют нас в глазах других, мешают карьере и рождению здоровых детей.
Все это так, но… как соблюдать диету?
Неужели для того чтобы контролировать свой вес, обязательно надо оказаться перед какой-то опасной границей? Нельзя ли просто есть то, что хочется, в разумных количествах, откликаясь на пищевую интуицию, управляющую каждым из нас? Разве мы не хотим есть то, что для нас полезно?
В том-то и дело. Природа наших потребностей двойственна. К чистой потребности "есть, чтобы жить" всегда примешивается позыв к определенной пище, который возникает не от потребности организма в данном питании… А от совсем иного чувства, которое можно охарактеризовать как влечение к определенному пищевому удовольствию. Внутренний голос, советующий не брать копчености, звучит слишком слабо. Да мы и не в состоянии прислушиваться к нему в момент, когда в нас голосит "позыв" к вкусненькому.
При наличии в нас установки на получение пищевых удовольствий мы не можем решать проблему путем жестокого запрета.
Значит, нам надо самим захотеть есть то, что "полезно", и перестать хотеть есть то, что "вредно". Смысл самовоспитания в том, чтобы научиться извлекать удовольствие из пищевого ритуала: жевания, глотания и смакования полезной гречки на воде с каплей кукурузного масла. Чтобы пищевое воображение и сила привычки стали нашими сторонниками и единомышленниками. "Записав" на долгую память специфически неповторимый вкус каши (а она действительно вкусна, честное слово!), вам уже не понадобится лицемерить.
Хрустеть сочным яблоком вы будете после гречки, получая двойное наслаждение. От вкусной еды и сознания своего превосходства над подлым лицемерием. Пара таких побед, и вам больше может не понадобиться ваша таблица, регламентирующая "запрещенные" копчености и конфеты. Подарите ее вашей худеющей соседке. Она сейчас как раз напрасно борется с жареным пирогом с клубникой и сахаром вместо того, чтобы просто навсегда полюбить 1/16 часть этого своего любимого фирменного пирожка.

Кира СЫРОЕГИНА